Правообладателей и трансляторов контента помирят на законодательном уровне
С трансляторов контента вскоре может быть снята ответственность за распространение пиратской продукции. Такое предложение содержится в поправках в Гражданский кодекс, подготовленных по поручению Дмитрия Медведева.
Разработка новой редакции Гражданского кодекса президентским Советом по кодификации началась в ноябре прошлого года. Поправки готовили семь рабочих групп. В марте президент Медведев потребовал ускорить работу и представить окончательный вариант к 15 апреля. Заключительное совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором были согласованы последние вопросы, состоялось 13 апреля. Теперь дело за президентом, который должен внести законопроект в Госдуму.
Документ содержит несколько важных положений для интернет-сообщества. Прежде всего разработчики законопроекта отрегулировали отношения правообладателей и трансляторов контента, которые в законопроекте получили имя «инфопосредников». Согласно поправкам, инфопосредник не несет ответственности за нарушение интеллектуальных прав в следующих случаях: если он не менял размещенный пользователем материал и если не знал, что использование конкретной интеллектуальной собственности неправомерно.
В борьбе с пиратским контентом, согласно поправкам, должны участвовать правообладатели. Обнаружив нелицензионный контент, правообладатель должен сообщить о нарушении своих прав инфопосреднику, а тот уберет пиратскую продукцию. Эта норма напрямую касается и соцсетей, и файловых хранилищ, и торрент-трекеров.
Таким образом, разработчики поправок взяли за основу западную модель удаления из Интернета нелицензионного контента. «Это компромиссная, но эффективная модель, которая вписывается в современные технологические реалии», — говорит партнер юрфирмы Salans Виктор Наумов.
Впрочем, по мнению участников рынка, схема борьбы с пиратским контентом не отработана в документе до конца. Согласно законопроекту, инфопосредник должен принять «необходимые и достаточные меры по устранению последствий нарушения интеллектуальных прав». О каких мерах идет речь — непонятно, считает Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК).
Правообладатели поправками недовольны. На прошлой неделе Ассоциация теле- и кинопродюсеров России предложила законодательно обязать интернет-сайты и провайдеров принимать меры технического и организационного характера, которые бы прекращали или предотвращали нарушения интеллектуальных прав. Владельцев компаний, не реагирующих на пиратский котенет, правообладатели предложили преследовать в уголовном порядке. «Нам не нравится упрощенный подход: пойдите найдите сами вора, принесите доказательства», — говорит юрисконсульт ассоциации Сергей Семенов.
Второе важное для интернет-сообщества предложение — введение российского аналога альтернативного авторского права Creative Commons (CC). Согласно документу, правообладатель может заявить о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащий ему результат интеллектуальной деятельности на определенных им условиях и в течение указанного им срока. В течение этого срока любое лицо вправе использовать этот результат на указанных условиях.
Участники рынка отмечают, что речь не идет о полном аналоге СС. Западная модель построена следующим образом. Создатели произведений могут выбрать одну из свободных или несвободных лицензий, в соответствии с которой и определяется круг их прав и прав пользователей. Например, «Википедия» использует лицензию СС, по которой создаваемый контент можно перерабатывать, исправлять и развивать даже в коммерческих целях, но при условии, что сохраняется указание авторства. При этом новое произведение, созданное на базе контента «Википедии», должно лицензироваться по тому же принципу, что и первоисходник.
Российский аналог Creative Commons выглядит крайне странно, считает глава НП «Стратегия Кино» Анатолий Семенов. «Если учесть, что правовое регулирование вводится для облегчения участи небогатых и не ищущих непосредственной монетизации своих творений правообладателей, то можно с уверенностью сказать, что авторы поправок в четвертую часть ГК достигли цели профанации и дискредитации самой идеи свободных лицензий», — отмечает Анатолий Семенов.
Правообладателю позволили одним волеизъявлением публично обозначить условия использования своего авторского или смежного права для всех, то есть неограниченного круга лиц. Однако законодатели добавили в эту кажущуюся ложку меда целую бочку дегтя, говорит Анатолий Семенов. Нашему правообладателю нужно не просто «волеизъявиться» любым не противоречащим закону способом, но сделать это путем отправки заявки в Роспатент. Эта норма сильно усложняет оформление свободных лицензий. «Предполагается некая бюрократическая процедура, зачастую сложная для автора. По сути, автора обязывают быть правообладателем, а это неправильно. Должна быть возможность сообщить о праве или отказаться от любых прав простым способом, без подачи заявлений в федеральные органы, просто публичным заявлением», — отмечает РАЭК.
Когда законопроект будет внесет в Госдуму, пока неизвестно. Но полемика по поправкам продолжится, скорее всего, уже при рассмотрении документа депутатами.